Коллегам

«Легенда о князе Я

Легенда о князе Ярославе

                (Сценарий мероприятия для учащихся начальной

                       школы и воспитанников детских садов)

 

               Радует сердце празднично-свято

              Нашей истории славная дата:

              Для Ярославля видная веха –

             Тысячелетье: от века до века.

                  Давно над Волгою, где дали синие,

                  Веленьем воли памятно-живой

                  Поставлен город княжеского имени –

                 Руси раздольной град сторожевой!

            Строили город – строить умели,

            Так, словно песню заветную пели.

            Вольно раскинулся, вырос на славу

            Город красивый, волгарь златоглавый.

               И в нежной зелени,

               И в колком инее —

              Всегда прекрасен, летом и зимой,

              Мой русский город

              Княжеского имени,

              Ты – древний,

              Ты и вечно молодой!

          Новых кварталов стройные зданья –

          Новой истории знак созиданья.

          Радует поступью вечной и новой

          Город Некрасова и Терешковой.  

              И в нежной зелени,

              И в колком инее –

              Всегда прекрасен, летом и зимой,

              Наш древний город

              Княжеского имени

              Любимый город,

              Главный город мой!

  

                      (В. Пономаренко)

 

              Ребята! Вы помните, что в этом году исполняется 1000 лет со дня основания города Ярославля. Сегодня мы с вами вспомним некоторые события нашей тысячелетней истории.

             Скажите мне, пожалуйста, ведь получается, что тысячу лет назад жители нашего города жили-то совсем по-другому?

Вот вы, например, куда ходите за едой, одеждой и всем необходимым для вашей жизни? Ну, конечно, в магазин! А раньше откуда все это люди брали? Да, они это производили сами: хлеб сеяли, одежду ткали и многое-многое другое умели делать. А как они это делали? Как раз об этом мы с вами сегодня и поговорим.

           А сейчас я приглашаю всех вас в сказку, представление в нашем кукольном театре начинается!

( На сцене – ширма, на ней (по центру) укреплен картонный корабль и лист бумаги, имитирующий реку, а  сверху крепится деревенский домик с окошком, нарисованный на куске картона . В окно высовывается, бабушка (перчаточная кукла)  и зовет внучку (небольшая кукла в народном костюме)

Бабушка: Эй, Машутка, сбегай за водой к роднику лесному, чисто-

              му, ключевому,  да мы с тобой сядем, чаю выпьем и за дела

              примемся.

( Внучка берет ведерко и бежит вдоль  ширмы к роднику,

вдруг появляется перед ней медведь (игрушечный) и рычит )

Внучка: Ой, медведь, медведь! Спасите!

(Бежит к дому, вода расплескивается, кричит)

Внучка: Бабушка! Я в лесу медведя видела, испугалась, вот, только

           полведерка донесла воды-то, расплескала нечаянно.

Бабушка: Ну, ничего-ничего, дитятко, нам для чаю и полведерка

          хватит. Ты посиди, отдышись, а я тебе вот какой сказ  

          расскажу-поведаю, про медведя тот сказ да про князя Яро-

         слава. Слушай, дитятко.

(Выходят из-за ширмы и усаживаются на журнальный столик, рядом лежат разного рода картинки для показа во время беседы)

Бабушка: В стародавние времена жил в наших местах люди лес-

           ныя, дикия, племенами жили.

Внучка: А что такое племена, бабушка?

Бабушка (показывая на картинку): А это, девонька, большущая

           такая семьища. Во главе племени самый старый и опытный

          человек стоял – старейшина, а вокруг него – самые сильные

          мужчины. Они и воинами были, и рыбаками, и охотниками, и

         плотниками, и пахарями.

Внучка: А что такое пахари, бабушка?

Бабушка (показывая картинку): Это, внученька люди, которые

         весной землю пашут, в землю зерно сеют, а осенью урожай

         собирают.

Внучка: Сильные это, видать, мужчины были. А женщины у них

         были?

Бабушка: Были, внученька, были, как не быть, это их жены были.

        Они тоже, ох, сильные были, много и тяжко им работать

        приходилось, наравне с мужьями своими. Они и землю пахали,

        и по воду ходили, и одежду из шкур шили, и посуду из глины

        делали, и пряли, и ткали…

Внучка: А что такое, бабушка, пряли и ткали?

Бабушка: У тебя, погляди, одежа-то из чего сделана? Из ткани!

         А ткань сама? Из тоненьких ниточек! А откуда же брались 

         нитки? Их надо было … в поле вырастить.

Внучка: Как это – нитки в поле вырастить?

Бабушка: А так: растет в поле трава такая – лен называется.

          Эту траву надо весной посеять, осенью убрать,   растеребить, просушить, намять и волокон напрясть из

         ниток.

( Показывает подобие веретена и процесса прядения)

Бабушка: А как напрясть: берешь волоконце, да тихонько на

        пальчиках  скручиваешь, на веретенце мотаешь. Будет много

        ниток  — их натягивают на стан и из них ткут ткань, ко-

        торая идет и на рубашки, и на платья – везде…

( Достает хлебный каравай)

Бабушка: А еще, внученька, люди эти древние, как и мы с тобой,

         почитали превыше всякой еды хлеб. Вот вы, ребятки, откуда

          хлеб свой берете?

(Ответы детей)

Бабушка: А знаете ли вы, как трудно хлеб тот вырастить?

          Хлеб на Руси всегда был главной едой, украшением стола.

          В народе говорили: с хлебом и стол – престол. А как этот

          хлебушек доставался? Не знаете? Тогда давайте поиграем

         в игру «От зерна до каравая».

(Идет физкультминутка: игра «Хлебушко»)

 

Бабушка (кукла сидит на столе, ведущая показывает движения,

        дети их повторяют):

           —  сначала они землю пахали (толчковые движения ладонями)

           —  потом они зерно сеяли, по ветру веяли (изображать, как

        из короба берется горсть зерна и широким кругообразным

        движением разбрасывается)

          — а еще они дождичка дожидались, на бога уповали ( ладони

       сложены под подбородком)

         — потом сорняки пололи, чтобы хлебушко добрый уродился

      (наклоны,  попеременно опускать то одну, то другую руку)

        — а как приходила пора урожай собирать, они его рукой брали,

      да серпом срезали (одной рукой как будто берешь, другой

      имитируешь движение серпа)

       — уж потом хлебушко цепами молотили да провеивали (замах

     двумя руками вверх с резким опусканием их вниз и имитация

     движений решетом)

    — а еще жерновами в муку промалывали (движение рукой по

       кругу)

   — потом тесто месили (имитация вымешивания)

   — хлебы лепили (в воздухе рисовать очертания хлеба)

   — да в печь ставили (имитация движения   «хлеб на лопате»)  

(Ведущая возвращается к столу с куклами)

 Внучка: Знаешь, бабушка, если б я тогда жила, я бы охотится на

      зверей научилась, и медведя бы у родника не испугалась, я бы

      его убила, из его шкуры тебе бы шубу сшила, а из мяса суп

      сварила .                                                                              

Бабушка: Ох,  и трудное это дело – охота, оставь-ка ты, милая,

      это мужчинам, медведь, он ведь насмерть человека заломать

      может.

Внучка: Бабушка, а ты сказ про князя с медведем хотела мне

        рассказать!

Бабушка: И то, дитятко, совсем запамятовала. Ну, вот, значит,

        в стародавние времена, в том месте, где встречаются две

        реки: Волга и Которосль, на Стрелке, на высоком берегу, в

        чаще лесной жило племя древних людей, и звалось то место

        Медвежьим Углом.

Внучка: А почему Медвежьим, бабушка?

Бабушка: Потому, внученька, что племя древнее зверя лесного

       медведя богом своим почитало: и молилось ему, и жертвы

       приносило (животных, на охоте убитых). А из шкур

       медвежьих они одежду шили, считалось, что медведь так

      им свою силу давал. Держали люди священного медведя в

       клетке, думали, он их от всех бед охраняет, да не сохранил их

     этот зверь, а сам погиб.

Внучка: Как погиб?

Бабушка: А так, про то народ былину сложил. Раньше, внученька,

       былины-то сказители сказывали, сказывали по-особому, по-

       былинному …

Внучка: А как это, ты-то так можешь?

Бабушка: Не умею, внученька, зато мы с тобой можем к сказке обратиться…

(Куклы «уходят на задний план», их больше нет, звучат гусли, из-за двери выходит сказитель читает и инсценирует текст былины)

Сказитель: Здравствуйте, люди добрые!

(Кланяется русским поклоном)

Возьму гусли звонкие, да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяньях славнорусского князя Ярослава. В славном городе то было во

Жил — пожил добрый князь Владимир Красно Солнышко со своей-то женой княжной половецкой Рогнедушкой, и прижили они с ней сыночка-князя Ярослава. Только родился сынок ногами больной, не мог ходить, до семи годов в кроватке полеживал, книжки умные почитывал, он раненько читать-то выучился. За окном его братья с другими мальчиками и в салки, и в вышибалки, и в жмурки день-деньской играли да гурьбой бегали. А он-то, сердешный, полеживал в своей постельке да на них одним глазком позыркивал, а другим-то все в умные книжки окунался.

А в семь-то годков подвели ко князюшке Ярославу коня борзого, и взобрался тому коню князюшка да на широкую спину, да и стал он на том коне поезживати, на мир с высокого седла поглядывати, и тоей самой поры ножки его стали понемногу похаживати, да и расходились вовсе, вот только хромота невелика, осталась, за что и прозвание он получил — хромец.

И вот когда вышел князь Ярослав годами, то прослышал он, что есть на Волге селище, рекомое углом Медвежьим. Отчего Медвежьим? А, вестимо, оттого, что насельники того угла почитали своим божеством лесного зверя — медведя. Да и промышляют те язычники нечестным ремеслом разбойным: грабят проходящие по реке богатые суда купеческие, как есть, весь товар отымают, а купцов тех жизни лишают. И поплыл князюшко в то селище, наказать решил злых разбойничков, укорить, да устрашить, своей княжьей власти подчинить, да не сразу так-то вышло.

(Звучат гусли. Сказитель заходит за ширму: надевает на себя плащ, меч, корону и превращается в князя Ярослава)

Ярослав (обращаясь к зрителям и кивая): Прошу любить да жаловать — князь Ярослав!

(дальше идет рассказ от имени самого князя Ярослава)

И вот когда я плыл по Волге-матушке да любовался берегом крутым, гляжу, а поперед моего корабля плывет чисто разбойник какой,

(в это время выходит из-за двери ушкуйник и подходит к князю)

 и лодка-то его к моему кораблю уже чалится, и вылазит из нее детина ражий и вопрошает меня:

Ушкуйник : Пошто ты по реке плывешь да и какой товар везешь?

Ярослав (зрителям): Он, видать, меня, князя, за купца богатого по одежде принял. И говорю я ему таковы слова: «А пошто тебе товар мой, добрый молодец? Уж не хочешь ли ты на меня напасть да пограбити, не твое ль это рукомесло неправедное, не тем ли ты хлеб добываешь?

Ушкуйник: Да не стану я, богатый купец, пред тобою шапку ломать ,а и сам ты мне, вестимо, поклонишься, коль головушке твоей да на плечиках  сидеть повадно!

(И замахивается своим мечом на князя)

Ярослав: (зрителям) Кем же был тот молодец? Да, как есть грабителем, пиратом-ушкуйником. Воспылал я гневом праведным. Как схватил я того разбойника руками сильными, поднял над землей-матушкой, да и швырнул его в реку глубокую. Да во след ему приговаривал: «Ах ты, вражий сын, супротив меня, князя вашего, выступать решил!»

И поплыл я на своей ладье прямо к берегу — за разбойничком.

А детинушка от меня сразу с берега да на холмик да и в лес убег!

Вот иду я лесом частым, густым, нехоженым, путь-дорогу мечом вырубаю. Вдруг перед собой вижу зверя люта — медведя. И стал тот медведь на меня на задни лапы и рычит и гневается. Но князь ваш(на себя показывая) не слаб и не труслив! Схватил я топорик вострый, да того медведя как есть зарубил! Славный был бой!

 И вышел тогда ко мне народ лесной : и бабы и мужики и малые детушки. И встали они на коленушки. И стали меня умолять: «Не губи ты нас, мы во всем тебя станем слушаться, и не будем так озорничать на на Волге-матушке. Ты прости и помилуй нас надежа-князь.»

(Звучат гусли. Князь заходит за ширму и раздевается до сказителя.)

Сказитель: И простил их князь. И повелел Ярослав невеликий храм в тех местах возвесть в честь пророка Ильи светозарного. И крестил крестом всех великий князь. И на том холме да промежь двух рек был заложен град его имени. И прошла с тех пор ровно тыща лет.

А вам, его потомкам оставил он свой завет нерушимый:                   ( Сказитель разворачивает свиток и читает)

«Живите в любви и согласии между собой. Если же будете жить в ненависти и распрях, то сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших.»

Сказитель(обращаясь к зрителям) Клянетесь беречь Землю Русскую?

Все отвечают: Клянемся!

Сказитель:(С поклоном) А на том мой сказ про князя Ярослава окончился!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов
Принять