Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88». Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя как признанный ас. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фоке-Вульф 190» (30-я воздушная победа).
После войны — летчик-испытатель Летно-исследовательского института в Жуковском, подполковник (1946), заслуженный летчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1953). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Погиб при испытании самолёта 1 февраля 1971 года.
Город Ярославль с 12 октября 1941 года находился в пределах тыловых границ Северо-Западного фронта. В 1941 — 1943 гг. Ярославль подвергался налетам вражеской авиации. Наиболее частыми они были во время битвы за Москву. В Ярославле была введена обязательная светомаскировка, подготовлены бомбоубежища. Первый авиационный налет на Ярославль произошел 6 ноября 1941 г. – 13 бомбардировщиков сбросили 97 фугасных бомб. Было разрушено 11 жилых домов, убито 49 человек.
За 1941–1943 гг. 202 вражеских самолёта совершили 24 налёта на город, сбросив около трех тысяч авиабомб. От бомбежек погибли более трехсот человек, были разрушены жилые дома и производственные цеха.
Что же притягивало вражескую авиацию в Ярославле?
Под постоянным прицелом фашистской авиации находилась железная дорога. Только за октябрь 1941 г. на неё было совершенно 110 групповых и одиночных налётов.
Ярославль сыграл большую роль в снабжении танковых, артиллерийских заводов, предприятий по производству вооружений и боеприпасов, электростанций, угольной, нефтяной и химической промышленности. В годы Великой Отечественной войны из Ярославля на фронт поставлялось 120 видов военной продукции.
Основной удар пришёлся на Ярославский шинный и Ярославский автомобильный заводы.
31 мая 1941 года на окраине Ярославля на высоте 7300 метров Амет-Хан встретил немецкий бомбардировщик Ju-88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. “Юнкерс” на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел “Юнкерс”, снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало – кончился боезапас. Стрелять было нечем.
И тут же другая: “Таранить !” Эта мысль теперь овладела всем его существом. Он был озабочен только одним: как можно быстрее сократить расстояние, отделявшее его от вражеского самолёта.
31 мая 1942 года в небе над Ярославлем Амет-Хан Султан таранным ударом сбил фашистский бомбардировщик Ю-88, за что ГКО Ярославля наградил героя именными серебряными часами…
Амет-Хан Султан награждён орденами: Ленина ( трижды ), Красного Знамени (пять ), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, “Знак почёта”, медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска – в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. В Ярославле в 2010 году установлен памятник героя.