Памяти Михаила Кузмина
«Портрет Михаила Кузмина»
1909, К.А. Сомов. Третьяковская галерея, Москва.
Родился 6 (18) октября 1872 года в Ярославле в семье дворянина, морского офицера в отставке, члена Ярославского окружного суда Алексея Алексеевича Кузмина (1812—1886) и его жены Надежды Дмитриевны Кузминой (урождённой Фёдоровой) (1834—1904). В краткой автобиографии Михаил Кузмин писал, что прадедом его матери был известный французский актёр Жан Офрен, переехавший в Санкт-Петербург во времена Екатерины II. Его дочь Екатерина Осиповна вышла также за мигранта Леоне Монготье, в браке которых родилась бабушка писателя Екатерина Львовна. М. А. Кузмин любил подчеркивать свои французские корни. Родственники по отцу происходили из небогатых дворян Ярославской и Вологодской губерний.
М. А. Кузмин был младшим ребёнком, помимо него в семье было шестеро детей. Когда М. А. Кузмину исполнилось 1,5 года, отца перевели служить в Саратовскую городскую судебную палату и всё семейство переехало на новое место. В 1883 году М. А. Кузмин учится в той же гимназии, где несколько ранее учился Н.Г. Чернышевский. На саратовский период жизни приходятся первые прозаические эксперименты — подражания Гофману.
Уже в гимназические годы М. А. Кузмин начинает много заниматься музыкой, что значительно определило его будущие вкусы в искусстве.
Лето 1891 года после окончания гимназии М. А. Кузмин провел в усадьбе Караул у Чичериных, которые настоятельно советовали ему продолжить свое обучение в Университете. Однако он стоял на своем выборе — и в августе поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Н.А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и Н.Ф. Соловьёв. М. А. Кузмин не закончил обучения в консерватории, пройдя три года из семилетнего курса, а потом два года брал уроки у Римского-Корсакова в частной музыкальной школе В. В. Кюнера.
В эти годы М. А. Кузмин сочинял много музыки: романсы, а также оперы «Елена», «Клеопатра» и «Эсмеральда» ( по сюжету « Собора Парижской Богоматери» Гюго). Он изучает немецкий и итальянский языки. М. А. Кузмин в это время отдавал предпочтение классическому искусству. Он продолжил знакомиться с французской, отчасти немецкой и начал — итальянской музыкой, в частности Верди, Паганини. М. А. Кузмин расширял свои литературные взгляды — французы Гюго, немцы Гофман,Гёте,Гейне, Шиллер, Вагнер, итальянцы Альфьери, Мандзони, а также Ибсен.
Впоследствии М. Кузмин выступал как автор и исполнитель музыкальных произведений на свои тексты. Определённая известность пришла к нему после его музыкальных выступлений на «Вечерах современной музыки» — музыкального отделения журнала «Мир искусства». М. А. Кузмин поддерживал дружеские отношения с художниками группы «Мир искусства». Их эстетика оказала влияние на его литературное творчество.
После революции Михаил Алексеевич Кузмин остался в России. В 1920—1930-е гг. он не печатал стихи и прозу, временами он принимал участие в театральных постановках в качестве музыкального руководителя, писал театральные рецензии.
Творчество (1900-е и 1910-е годы)
Дебютировал в 1905 году в полулюбительском «Зелёном сборнике стихов и прозы», после чего творчество Кузмина вызвало интерес В.Я. Брюсова, который привлёк его к сотрудничеству в символистском журнале «Весы» и убедил его заниматься, прежде всего, литературным, а не музыкальным творчеством. В 1906 году, в необычно для Серебряного века позднем возрасте 34 лет, Кузмин выступил в «Весах» с первыми заметными стихотворной (цикл «Александрийские песни») и прозаической (философски-публицистический роман «Крылья») публикациями.
Для стихов Кузмина характерен ряд постоянных образов (эллинистическая Александрия, французский XVIII век, русская религиозность), виртуозное владение формой (одним из первых разрабатывал свободный стих), особое внимание к детали. Ряд черт его творчества сближал Кузмина с акмеистами, которые во многом вдохновлялись его программной статьёй «О прекрасной ясности» (1910).
Кузмин — автор сборника критических статей «Условности» и обширного «Дневника», известного уже современникам, но систематически начавшего издаваться лишь недавно. Будучи хорошо образованным, а, помимо этого, деятельным и неравнодушным человеком, Кузмин писал критические статьи на различные темы, связанные с искусством Серебряного века, как то: о прозе, поэзии, изобразительном искусстве, музыке, театре, кино и даже о цирке. Помимо этого он периодически публиковал заметки касательно происходивших в стране общественно значимых событий, хотя надо отметить, что политика интересовала его значительно меньше искусства.
Выступая с поэтическими концертами, Кузмин часто прибегал к музыкальному сопровождению, мелодекламировал (впрочем, негромко), что было тогда в большой моде, а иногда аккомпанировал себе на гитаре. В 1906 г. он написал музыку к постановке «Балаганчика» Александра Блока на сцене театра Комиссаржевской.
Некоторые свои стихи он накладывал на музыку и исполнял их вполголоса как романсы. Наиболее широко был известен его романс «Дитя и роза», несколько раз переиздававшийся нотным издательством «Эвтерпа.
Избранные произведения
«Сети» (подзаголовок — «Первая книга стихов»). Впервые вышла в издательстве «Скорпион» в 1908 году. В 1915 было осуществлено второе издание с большими изъятиями, сделанными военной цензурой. Третий раз сборник издавался в Берлине с согласия автора. Автором обложки первого издания был художник Николай Феофилактов.
«Осенние озёра» (подзаголовок — «Вторая книга стихов»). Единственное издание книги было осуществлено издательством «Скорпион» в 1912 году. Сохранилась рукопись 1911 года, содержащая много разночтений с опубликованным результатом. В рукописи вся книга была посвящена Всеволоду Князеву. Автором обложки сборника был художник С. Ю. Судейкин. Сборник состоит из трёх частей, причём третья включает в себя цикл «Духовные стихи», которые были созданы как произведения для музыки в 1901-1903 и публиковались в 1912 году с нотами как альбом.
«Глиняные голубки» (подзаголовок — «Третья книга стихов»). Впервые сборник был издан издательством М. И. Семёнова в мае 1914 года. Второе издание было осуществлено в Берлине издательством « Петрополис». Автором обложки первого издания был А. Божерянов, второго — Н. И. Альтман. Сборник состоит из трёх частей. Первая из них представляет собой стихотворный цикл «Весёлый путь».
«Вожатый» — четвёртая книга стихов Михаила Кузьмина..
Единственное прижизненное издание было осуществлено издательством «Прометей» в Петрограде в 1918.. Изначально книга, которая планировалась к изданию после « Глиняных голубков», должна была называться «Гонцы».
«Двум» — пятая книга стихов Михаила Кузьмина.Единственное прижизненное издание было осуществлено издательством артели художников « Сегодня» в 1918 году. Издательство выпустило несколько собрников стихов разных авторов с гравюрами. Автор обложки к «Двум» — Е. Турова. Это самый маленький стихотворный сборник Кузмина: книга состоит всего из двух стихотворений, оба написаны в 1917 году.
Сборники прозы
- «Приключения Эме Лебефа» Спб., 1907
- «Комедии» СПб., «Оры», 1908
- « Крылья» М., «Скорпион», 1908; 4-е изд. Берлин «Петрополис», 1923
- Первая книга рассказов, М. «Скорпион», 1910
- Приключения Эме Лебефа
- Письма Клары Вальмон
- Флор и разбойник
- Тень Филлиды
- Решение Анны Мейер
- Кушетка тети Сони
- Крылья
- Вторая книга рассказов, М. «Скорпион», 1910
- Подвиги Великого Александра
- Повесть об Елевсиппе
- Нежный Иосиф
- Путешествие сэра Джона Фирфакса
- Рассказ о Ксанфе, поваре царя Александра, и жене его Калле
- «Высокое искусство»
- Нечаянный провиант
- Опасный страж
- Ванина родинка
- Мечтатели
- Третья книга рассказов, М. «Скорпион», 1913
- Покойница в доме. Сказки (Четвёртая книга рассказов), СПб., «Издание М. И. Семенова», 1914
- Зелёный соловей (Пятая книга рассказов), Пг., «Издание М. И. Семенова», 1915
- Военные рассказы, Пг., «Лукоморье», 1915
- Антракт в овраге, Пг., «Издание М. И. Семенова», 1916
- Девственный Виктор, Пг., «Издание М. И. Семенова», 1918
- Бабушкина шкатулка, Пг., «Издание М. И. Семенова», 1918
- Н.К.Рерих.М., «Из-во Всероссийского Комитета Помощи Инвалидам Войны при ВЦИК Советов», 1923
Дневники
- Дневник 1905—1907 гг., СПб, «Издательство Ивана Лимбаха», 2000
- Дневник 1908—1915 гг., СПб, «Издательство Ивана Лимбаха», 2005
- Дневник 1934 г., изд.2, СПб, «Издательство Ивана Лимбаха», 2007