Наши земляки

Памяти Михаила Кузмина

«Портрет Михаила Кузмина»
1909, К.А. Сомов. Третьяковская галерея, Москва.

Родился 6 (18) октября 1872 года в Ярославле  в семье дворянина, морского офицера в отставке, члена Ярославского окружного суда Алексея Алексеевича Кузмина (1812—1886) и его жены Надежды Дмитриевны Кузминой (урождённой Фёдоровой) (1834—1904). В краткой автобиографии Михаил Кузмин писал, что прадедом его матери был известный французский актёр Жан Офрен, переехавший в Санкт-Петербург во времена Екатерины II. Его дочь Екатерина Осиповна вышла также за мигранта Леоне Монготье, в браке которых родилась бабушка писателя Екатерина Львовна. М. А. Кузмин любил подчеркивать свои французские корни. Родственники по отцу происходили из небогатых дворян Ярославской и Вологодской губерний.

М. А. Кузмин был младшим ребёнком, помимо него в семье было шестеро детей. Когда М. А. Кузмину исполнилось 1,5 года, отца перевели служить в Саратовскую городскую судебную палату и всё семейство переехало на новое место. В 1883 году М. А. Кузмин учится в той же гимназии, где несколько ранее учился Н.Г. Чернышевский. На саратовский период жизни приходятся первые прозаические эксперименты — подражания Гофману.

     Уже в гимназические годы М. А. Кузмин начинает много заниматься музыкой, что значительно определило его будущие вкусы в искусстве.

     Лето 1891 года после окончания гимназии М. А. Кузмин провел в усадьбе Караул у Чичериных, которые настоятельно советовали ему продолжить свое обучение в  Университете. Однако он стоял на своем выборе — и в августе поступил в Петербургскую консерваторию.  Его учителями были Н.А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и  Н.Ф. Соловьёв.  М. А. Кузмин не закончил обучения в консерватории, пройдя три года из семилетнего курса, а потом два года брал уроки у Римского-Корсакова в частной музыкальной школе В. В. Кюнера.

     В эти годы М. А. Кузмин сочинял много музыки: романсы, а также оперы «Елена», «Клеопатра» и «Эсмеральда» ( по сюжету « Собора Парижской Богоматери» Гюго). Он изучает немецкий и итальянский языки. М. А. Кузмин в это время отдавал предпочтение классическому искусству. Он продолжил знакомиться с французской, отчасти немецкой и начал — итальянской музыкой, в частности  Верди, Паганини. М. А. Кузмин расширял свои литературные взгляды — французы Гюго, немцы Гофман,Гёте,Гейне, Шиллер, Вагнер, итальянцы Альфьери,  Мандзони, а также Ибсен.

     Впоследствии М. Кузмин выступал как автор и исполнитель музыкальных произведений на свои тексты. Определённая известность пришла к нему после его музыкальных выступлений на «Вечерах современной музыки» — музыкального отделения журнала «Мир искусства». М. А. Кузмин поддерживал дружеские отношения с художниками группы «Мир искусства». Их эстетика оказала влияние на его литературное творчество.

     После революции  Михаил Алексеевич Кузмин остался в России. В 1920—1930-е гг. он не печатал стихи и прозу, временами он принимал участие в театральных постановках в качестве музыкального руководителя, писал театральные рецензии.

Творчество (1900-е и 1910-е годы)

      Дебютировал в 1905 году в полулюбительском «Зелёном сборнике стихов и прозы», после чего творчество Кузмина вызвало интерес В.Я. Брюсова, который привлёк его к сотрудничеству в символистском  журнале «Весы» и убедил его заниматься, прежде всего, литературным, а не музыкальным творчеством. В 1906 году, в необычно для Серебряного века позднем возрасте 34 лет, Кузмин выступил в «Весах» с первыми заметными стихотворной (цикл «Александрийские песни») и прозаической (философски-публицистический роман «Крылья») публикациями.

Для стихов Кузмина характерен ряд постоянных образов (эллинистическая Александрия, французский XVIII век, русская религиозность), виртуозное владение формой (одним из первых разрабатывал свободный стих), особое внимание к детали. Ряд черт его творчества сближал Кузмина с акмеистами, которые во многом вдохновлялись его программной статьёй «О прекрасной ясности» (1910).

Кузмин — автор сборника критических статей «Условности» и обширного «Дневника», известного уже современникам, но систематически начавшего издаваться лишь недавно. Будучи хорошо образованным, а, помимо этого, деятельным и неравнодушным человеком, Кузмин писал критические статьи на различные темы, связанные с искусством Серебряного века, как то: о прозе, поэзии, изобразительном искусстве, музыке, театре, кино и даже о цирке. Помимо этого он периодически публиковал заметки касательно происходивших в стране общественно значимых событий, хотя надо отметить, что политика интересовала его значительно меньше искусства.

Выступая с поэтическими концертами, Кузмин часто прибегал к музыкальному сопровождению, мелодекламировал (впрочем, негромко), что было тогда в большой моде, а иногда аккомпанировал себе на гитаре. В 1906 г. он написал музыку к постановке «Балаганчика» Александра Блока  на сцене театра Комиссаржевской.

Некоторые свои стихи он накладывал на музыку и исполнял их вполголоса как романсы. Наиболее широко был известен его романс «Дитя и роза», несколько раз переиздававшийся нотным издательством «Эвтерпа.

Избранные произведения

«Сети» (подзаголовок — «Первая книга стихов»). Впервые вышла в издательстве «Скорпион» в  1908 году. В 1915 было осуществлено второе издание с большими изъятиями, сделанными военной цензурой. Третий раз сборник издавался в  Берлине с согласия автора. Автором обложки первого издания был художник Николай Феофилактов.

«Осенние озёра» (подзаголовок — «Вторая книга стихов»). Единственное издание книги было осуществлено издательством «Скорпион» в 1912 году.  Сохранилась  рукопись 1911 года, содержащая много разночтений с опубликованным результатом. В рукописи вся книга была посвящена Всеволоду Князеву. Автором обложки сборника был художник С. Ю. Судейкин. Сборник состоит из трёх частей, причём третья включает в себя цикл «Духовные стихи», которые были созданы как произведения для музыки в 1901-1903 и публиковались в 1912 году  с нотами как альбом.

«Глиняные голубки» (подзаголовок — «Третья книга стихов»). Впервые сборник был издан издательством М. И. Семёнова в мае 1914 года. Второе издание было осуществлено в  Берлине издательством « Петрополис». Автором обложки первого издания был А. Божерянов, второго — Н. И. Альтман. Сборник состоит из трёх частей. Первая из них представляет собой стихотворный цикл «Весёлый путь».

«Вожатый» — четвёртая книга стихов Михаила Кузьмина..

Единственное прижизненное издание было осуществлено издательством «Прометей» в  Петрограде  в 1918.. Изначально книга, которая планировалась к изданию после « Глиняных голубков», должна была называться «Гонцы».

 «Двум» — пятая книга стихов Михаила Кузьмина.Единственное прижизненное издание было осуществлено издательством артели художников « Сегодня» в 1918 году. Издательство выпустило несколько собрников стихов разных авторов с гравюрами. Автор обложки к «Двум» — Е. Турова. Это самый маленький стихотворный сборник Кузмина: книга состоит всего из двух стихотворений, оба написаны в 1917 году.

Сборники прозы

  • «Приключения Эме Лебефа» Спб., 1907
  • «Комедии» СПб., «Оры», 1908
  • « Крылья» М., «Скорпион», 1908; 4-е изд. Берлин «Петрополис», 1923
  • Первая книга рассказов, М. «Скорпион», 1910
    • Приключения Эме Лебефа
    • Письма Клары Вальмон
    • Флор и разбойник
    • Тень Филлиды
    • Решение Анны Мейер
    • Кушетка тети Сони
    • Крылья
  • Вторая книга рассказов, М. «Скорпион», 1910
  • Подвиги Великого Александра
  • Повесть об Елевсиппе
  • Нежный Иосиф
  • Путешествие сэра Джона Фирфакса
  • Рассказ о Ксанфе, поваре царя Александра, и жене его Калле
  • «Высокое искусство»
  • Нечаянный провиант
  • Опасный страж
  • Ванина родинка
  • Мечтатели
  • Третья книга рассказов, М. «Скорпион», 1913
  • Покойница в доме. Сказки (Четвёртая книга рассказов), СПб., «Издание М. И. Семенова», 1914
  • Зелёный соловей (Пятая книга рассказов), Пг., «Издание М. И. Семенова», 1915
  • Военные рассказы, Пг., «Лукоморье», 1915
  • Антракт в овраге, Пг., «Издание М. И. Семенова», 1916
  • Девственный Виктор, Пг., «Издание М. И. Семенова», 1918
  • Бабушкина шкатулка, Пг., «Издание М. И. Семенова», 1918
  • Н.К.Рерих.М., «Из-во Всероссийского Комитета Помощи Инвалидам Войны при ВЦИК Советов», 1923

Дневники

  • Дневник 1905—1907 гг., СПб, «Издательство Ивана Лимбаха», 2000
  • Дневник 1908—1915 гг., СПб, «Издательство Ивана Лимбаха», 2005
  • Дневник 1934 г., изд.2, СПб, «Издательство Ивана Лимбаха», 2007

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов
Принять