ВКонтакте

 «Счастливый дом»:

Театрализованное интерактивное представление для дошкольников и младших школьников.

Оформление: Выставка с книгами. Беспорядок. Кубики разбросаны. Одежда раскидана и развешена везде. Геометрические фигуры приклеены в разных местах. На полу по середине валяется метла бабы Яги.

 Ширма: Лес, появляется кукольный Домовой Кузьма с мешком за спиной.

Домовой: Уф… Тяжело! Надо отдохнуть! И вообще, надо кого-нибудь позвать на помощь.

Оставлю-ка, я свой мешок под этой вот ёлочкой! (Уходит)                                                        

       Появляются две куклы - подружки, гуляют по лесу, грибы, ягоды собирают.

Маша: Я грибок нашла!

Даша: А я ягодку!

Маша: Ой! А я мешок нашла! Да какой же он тяжеленный!

Даша: А давай посмотрим, что в нем?

                              Открывают мешок  и перечисляют вещи.

Маша: Гребень, горшок чугунный с ложкой, скатерть, ключ, топор, погремушка, веник…

Даша: Знаешь, Машутка, мне эти вещи знакомы! Моя бабушка, когда сказки мне на ночь рассказывала, говорила, что они принадлежат (понижая голос)  ХОЗЯИНУ ДОМА!

Маша: (громко) Домовому что ли?

Даша: Тише ты!  Его надо называть вежливо и уважительно: «Сам», «Доброжил», «Дедушка-соседушка», «Кормилец»! Он же зла никому не делает, только иногда пошутить может. И еще он не любит тех, кто свой дом в беспорядке держит.

Маша: Ой! А у меня дома игрушки раскиданы!

Даша: А у меня-то кровать не заправлена! Побежали скорей домой прибираться! (уходят)

               Из-за ширмы  появляется Домовой с мешком.

Домовой: Эх, все в поле, да на работе, трудолюбивый народ в этой деревне! Никого не нашел, только малые дети резвятся. А из них какие помощники? Придется  одному тащить!                                       

Взваливает на плечо. Звучит музыка, он шагает вокруг ёлочных декораций, приговаривая.

     (Отрывок из книги Г.Александровой «Похищение Домовенка Кузьки» стр.7-8)

Домовой: Дорожка бывает дальней, близкой, кривой, извилистой, прямой и гладкой. Как дорожка заладится, так и счастье повадится. Как по дорожке пойдешь, так и судьбу свою найдешь. По неведомой тропинке налево повернешь, дальше – в лесок – набьешь полный туесок. Пойдешь прямо - найдешь кошель, пойдешь криво - получишь взашей.

При последних словах запинается о валяющуюся под ногами метлу бабы Яги.

Домовой: Ой, какой беспорядок даже в лесу.

              Поднимает метлу и ставит ее к стенке.

Музыка стихает. Домовой садится на стул (на пенек), мешок скидывает на пол.

Домовой: Уф! Устал!

              Вытирает пот, поднимает голову и  видит ребят.

Домовой: Здравствуйте, люди добрые! Прошу любить да жаловать! Величают меня Кузьмой Иванычем! Работаю я  хранителем домашнего очага, помощником хозяев. Домовой я! В порядке ли ваши дома, здоровы ли ваши животные, большие ли у вас семьи? Расскажите же мне поскорее.

                         Ребята рассказывают про свои дома.

Домовой хвалит каждого словами: «Добрая семья! Счастливый дом!»

Домовой: А теперь и  я расскажу про себя.

(отрывок из книги Г. Александровой «Домовенок Кузька и его сундучок» стр.5-6)

Домовой: Между двумя холмами, на берегу речки Безымянки, есть небольшая деревенька. Домики в этой деревушке маленькие, деревянные, на теремки похожие. Оконца в них резные, ворота - расписные, на каждой крыше - деревянный петушок. Загляденье! И красота эта не волшебная, а руками человеческими эта красота создана, стараниями людскими. Гордятся хозяева своими трудами, друг с дружкой соревнуются- у кого краше домик, у кого петушок позатейливее, у кого ворота искуснее расписаны…

А самый крайний домик, что стоит на берегу речки, расписан улыбчивыми хвостатыми русалками.

И живет в том домике дружная семья, а в уголке за печкой, в самом теплом и укромном местечке, обитаю я.

Как и положено домовому, слежу я за порядком в доме, охраняю мир и покой. Ведь если будет все ладно у жильцов дома, будет и мне хорошо. А случись беда, несладко придется и мне. Домовые, в отличие от людей, встают рано, чтобы до рассвета все свои дела переделать. А потом выходят на порожек, чтобы посмотреть, как солнышко из-за леса встает. И сегодня я поднялся с петухами – дел  невпроворот!                                                       

                    Звучит музыка, вбегает баба Яга и что-то ищет везде.

Яга: Всем привет! Вы мой инстр-у-мент не брали? Я его вооот сюды положила!

Домовой: Метлу что-ли? Я прибрал. Она на дороге валялась! Я запнулся, чуть не упал.

                              При последних словах грозит пальцем.

Яга: (подбоченясь и наезжая на Домового) Ты в домах хозяйничай, а тута всё обчее!

Куды поклала, там и хочу забрать!

Домовой: Ладно-ладно! Не ерепенься! Я просто порядок во всем люблю! (Отдает метлу)

Яга: (остывая) Ладно уж! А чего это ты тута расселся?

Домовой: Я тут с ребятами разговоры вел интересные. Они мне про свои дома рассказывали. А я им - про свой, в Безымянке.

Яга: А в моем-то,в моем-то дому вчерась крыша прохудилась.(просительно) Ты уж Кузя будь добр – почини мне! Родственничек же.

Домовой: Щас! Горыныча напряги – он специалист по крышам! А я проверю, подсоблю, если чего! Инструментами помогу.

 (обращается к ребятам)

Домовой: Ведь с собой я всегда ношу свой чудо-мешок! А в нем – нужные мне вещи! Они и в вашем доме наверняка есть. Давайте – ка, посмотрим!                                                          

Достает гребень, спрашивает у ребят, зачем он домовому, потом рассказывает:

( материал  из книги: Я познаю мир. Нечистая сила.)

Домовой:Я каждую ночь обхожу свои владения. Слежу за хозяйством, могу приглядеть за детьми, но особенно люблю домашних животных. Перед ними я не таюсь. Особенно люблю лошадей: бывает, целую ночь напролет оглаживаю любимую лошадку, заплетаю ей в косички хвост и гриву.

А вы умеете косички плести?  (Дети отвечают)

Игра: «Заплети косичку» Выходят две команды по 5 человек. Три ленточки связаны с одного конца, за который их держит один человек, трое держатся за другие не отпуская, а еще один заплетает из лент косу, руководя их движением. (Под музыку) Побеждает команда, у которой косичка получилась аккуратнее и быстрее.

                   Дошкольниками может руководить сам Домовой.

Домовой: Молодцы! Хорошо постарались! Доверю я вам своих лошадок! Любят они, когда у них грива вся  в косичках!

Домовой: А что же еще у меня в мешке есть?        Ключ!

Достает ключ.

Домовой: Ещё домовой охраняет дом от воров и от пожаров, может внезапно разбудить хозяина, если чужаки на двор проникли, или где-нибудь уголек из печки выпал.

А теперь мы представим, что замочек у нас будет загадкой, а тогда ключиком к ней будет что? Конечно, отгадка!

Итак, слушайте. А отгадки ищите на нашей выставке.

1.Где вода столбом стоит? ( Колодец)

2.Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

3.В сенях ходит, да в избу не заходит. (Дверь)

4.Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверная ручка)

5.Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке)

6.В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички)

7.Жевать – не жую, а все поедаю. (Огонь)

8.Что из угла в угол не переставишь? Что из избы не вытащишь? (Печь)

9.Мать толста, дочь красна, сын храбер, под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)

10.На стене висит, болтается, за него всяк хватается. ( Полотенце)

11.Четыре уха, два брюха. (Подушка)

12.Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит, и всем сидеть велит.(Стул)

13.И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)

14.Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

15. Идет пароход - то взад, то вперед, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)

Домовой: Опять залезаю в свой мешок, и что же я достаю на этот раз? Веник!

(Ребята рассказывают, зачем нужен  веник  и как они помогают дома убираться)

Домовой: А смотрите, какой здесь беспорядок! Будем прибираться?

Домовой: (вдруг хлопает себя по лбу) Ба! Совсем забыл о том, куда мусор складывать будем. Пойду за ведрами схожу. А вы начинайте. Делу-время, потехе-час.

Обращаясь к Яге: А ты хоть умеешь с метлой- то  управляться, кроме как ездить на ней?

Яга: Что я – не хозяйка что ли? (обиженно) Иди-иди, милой!

(Домовой уходит)

Яга: (детям) Чой-то устала я от ентих нравоучениев. Давайте пошалим!

Объявляется игра- эстафета: Катание на вениках под музыку.

                                      Возвращается Домовой с ведрами.

Домовой: Стоило вас оставить одних, и вы начали безобразничать. Как не стыдно!

Яга: Ну ладно, Кузьма! Давай мириться! Нет дружбы без ссоры, нет хорошей погоды без дождя. Говори, чё сделать, командуй!

Домовой: Ладно, уболтала, уговорила. Вот два ведра, в которые надо собрать развешанные и валяющиеся кругом вещи.

Звучит музыка.  Каждая команда собирает «мусор» в свое ведро.       

По окончании игры он подсчитывается.  

Домовой: Я опять залезаю в свой мешок. Что это? Топор!

А зачем он нужен? Правильно, для строительства!

А еще, какие строительные инструменты вы знаете?

Ребята называют: пила,  рубанок, молоток и т.д.

(Материал из книги А.Рогова « Как строили на Руси» стр.5-6, 8-9)

Домовой: Раньше на Руси дома в основном строили из дерева. Страна-то у нас лесная. Бревна складывались одно на другое, как конструктор. Они с помощью специальных пазов и вырубок сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», то есть связывать прямоугольник. Сруб - это основа любого строения на Руси. Тогда никаких гвоздей не употребляли, но не шелохнуть, ни двинуть, ни одного бревнышка в настоящем срубе невозможно. Русские плотники использовали мало инструментов, но зато владели ими виртуозно, а топорами вообще выделывали чудеса, работая зачастую только ими. Плотников во время строительства дома всячески привечали и обхаживали, стараясь ничем не задеть, не обидеть. Потому что, если рассердить, разозлить, то он мог в любой из пазов самого отличного сруба сунуть всего-навсего маленькую щепочку, и такой дом уже плохо держал бы тепло. Или мог на кровле изнутри так прибить доски - обрешетку, что в непогоду на чердаке кто-то как будто страшно начинал стонать или ухать.

Домовой: А почему на домах на крышах конька помещали, знаете? Слушайте!

В далекой-далекой древности главным божеством на Руси было солнце: приносило тепло, давало всему жизнь. И люди считали, что по небу солнце ездит на коне, а иногда принимает его облик. С тех давних пор деревянных коньков и помещают на крыши домов.

А теперь пора и нам строительством заняться.

Игра: «Построй свой дом».

Для первой команды красные, синие и желтые детали наклеены на стены в разных местах, а для второй команды: зеленые, рыжие, коричневые.

Под музыку,  ребята по одному собирают «свои» детали в кучку, а потом двое последних игроков складывают из них дом.  Когда музыка стихает, дома показываются зрителям.                                                

Домовой: А какие комнаты в доме бывают? Кто назовет последнюю - тому приз.

(Ребята называют: Гостиная, кухня, столовая, прихожая и т.д., можно фантазировать.)

Домовой: Итак, дом у нас построен, порядок в нем наведен. А кто же нужен, чтобы наш дом «ожил»? (Дети отвечают:  семья)

Домовой: А из кого состоит семья? Подсказка в самом слове: «7мь - Я».

(Дети перечисляют членов семьи)

Домовой: А я знаю, что наша Яга еще и с деверем своим общается, щами да блинами его по праздничкам потчует.

Яга: А кто такой «деверь»? Зверь что ли какой?

Домовой: Балда! Это брат твоего муженька, Кощеюшки.

Домовой: А у моей  соседки, Кикиморы Ивановны Болотной,  живет в доме свекровь, добрейшая старушка! Свёкор со свекровью – это мать и отец мужа (по отношению к жене).   А у Лешего загостились тесть с тёщей. Тесть и тёща – родители жены (для мужа).

И если всех собрать в одном доме, под одной крышей будет гораздо больше семи человек.

Домовой: А раньше так и жили. Большими семьями. Хорошо было. Почему?

Да потому, что старшие домочадцы (бабушки да дедушки) за младшими, за внучатами приглядывали, пока родители детей с хозяйством управлялись. И так же могли помочь своим пожилым родственникам, когда те, например, заболевали. Ведь ухаживать и помогать, когда человек рядом, удобнее.

 И в доме всегда был порядок. И каждый выполнял свою домашнюю работу. Конечно, если все шло своим чередом и ничего не случалось такого, как в моей любимой деревне, когда там появились волшебные вещи.

Отрывок из книги Г. Александровой «Домовенок Кузька и волшебные вещи» стр. 10.

Домовой: Как-то я возвращаюсь домой, а они сидят, ни живы -  ни мертвы и смотрят все в одну сторону, да так, что дышать забывают. Баба Настя веретено из рук выпустила, а в пряже кот запутался, да так и остался лежать неподвижно, только ушами прядает. Кузнец Силантий сапог тачал, да как дратву начал тянуть, так и не вытянул до конца. Анютка ложку в рот  засунула, а кашу проглотить забыла. А соседи пришли с подарками, а подарки подарить и забыли. Петуху уж давно кукарекать пора, а он сидит и гребешком своим красным не поведет. А пес улегся рядом с кошкой, и даже не думает на нее рычать.

Вот как бывает!

Домовой: А что же у меня еще в мешке?  Чугунок  с ложкой!

Домовой, вытаскивая горшок, роняет его на пол, раздается плач ребенка.                                                  

Яга вытаскивает из своего кармана – ребенка.(куклу)

Яга: Ой, памперса лишнего нету? Хоть подгузник-то дайте! Ух, ты сладкой мой! Спатеньки хочешь? Хочешь, хочешь… Чичас я тебя в колыбельку налажу, песенку  спою…(поет) Ту – ру – ру, ту – ру – ру, ту – ру – рушечки – ру – ру…

( коту: «воровать сметану будешь, я усы те надеру), надеру коту усы замечательной красы, волосочков  двадцать пять, будет внучек крепче спать…

Яга: Да, остались нониче мы вдвоем с Мишуткой. Младшая-то моя, Маня-ведьманя  (плач

 Яга поет:  Уплыла за океян обучать других ведьмян, стажировка у яе, или может все вранье (плач) Тьфу-ты, колыбельная не помогает, ну-тека я поколдую: спи, дите мое усни, Угомон тебя возьми, приходи, сэр Угомон, а не то сбегу я вон. (уснул )

Яга: Кажись, уснула… Да, у меня семья-то была раньше – 0!(показывает руками) Семьища! Семь дочек, да у них семь мужей, а у каждой дочки, по три сыночка, что-то запуталась Яга, не сосчитать не фига… (Загибает пальцы. Дети помогут сосчитать)

Домовой: Сколько, сколько? Ну-ка, еще раз повтори!           (Ответ-35 чел)

Яга: Да, от мужа моего, Кощеюшки, почитай, одна корона осталась, убег, как есть убег… Вон, и корону его паук оплел…Тьфу, нечисть! (пытается сбить паука с короны)

Домовой: Ладно, Яга, хватит причитать. Давайте проверим мы ребяток еще раз на их домовитость. Я, вон, обронил горшок-то! Поди, хвастали, что с посудой хорошо обращаются.

    Объявляется командная игра - эстафета: «Накрой на стол, убери со стола» (под музыку)

 Домовой: Молодцы! Сноровистые детки нынче. Умеют помогать родителям!

       Вдруг Домовой начинает кашлять.

Яга: Кузьма! Никак простудился? На-ка  тебе шарфик теплый, волшебный, вмиг вылечишься!

Домовой: Ой, Яга! Какой ты умеешь заботливой быть, когда тебе надо! Залатаю я тебе крышу! Жди в гости, пироги пеки. А ребята наши умеют заботу к близким людям проявлять? Проверим.

Предлагаю ситуации - сценки:

                                        Дети участвуют в сценках.

  1. Первый ребенок изображает маму, которая моет посуду, а второй канючит:

       « Мама! Поиграй со мной, пойдем гулять!»

Обсуждение.

Яга: Так пущай посудомоечную машинку купит. Мне  серебряное блюдечко, когда по нему золотое яблочко катилось, показывало  такие машины! А с дитем гулять надо.

Домовой: А не легче ли маме просто помочь? И маме приятно будет!

Переиграем правильно!

         Показывают вариант, когда ребенок предлагает маме помощь.

  1. Первый ребенок изображает бабушку, которая вяжет спицами, сидя в кресле и засыпает, роняя клубок. Второй  изображает котенка, который начинает играть клубком. Третий ребенок прогоняет кошку со словами: «Брысь, я сам хочу поиграть!»

Яга: А че, и я бы поиграла! Классно за клубком побегать! Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало! А бабка пускай, не спит, когда делом занимается. Хотя и я люблю иногда вздремнуть.

Домовой: Ребята, вы тоже так считаете? И со своими бабушками так же обращаетесь?

(ребята отвечают)

Переиграем правильно!

Входящий ребенок распутывает и забирает у кота клубок, кладет его в бабушкину корзину для вязания, а кота уводит за собой.

3)Первый старший ребенок просит младшего подойти к маме и взять для него пирожок, объясняя, что сам он наказан, и ему ничего не дадут.

1й: Эй, мелкий! Сгоняй за пирожком к маме! Я-то наказан! А нетто…(показывает кулак)

Яга: Можно просто стырить! Все способы хороши, когда очень хочется!

Домовой: Яга! Как тебе не стыдно!

Яга: А я что, я ничего! Пусть ребята отвечают!

       Ребята отвечают, что надо попросить прощения и тогда мама обязательно угостит пирожком.

Домовой: Переигрываем правильно!

Домовой: Ой, что-то у меня в мешке еще осталось! Письмо!

               Достает конверт, а в нем из отдельных слов – пословица: «Коли в семье лад, не нужен и клад» Детям задание: правильно расставить слова.

Домовой: Дорогие ребята! Рано или поздно,  вы создадите свою семью,  построите для нее свой дом. Какая она будет: счастливая или не очень, зависит от того, что вы научитесь делать, какие умения приобретете сейчас, как научитесь помогать своим близким и родным. Желаем вам стать домовитыми, добрыми хозяевами. А уж я ваш дом – навещу. До встречи! Пойдем, Яга! (Под музыку Яга и Домовой уходят)