Все работы хороши…Познавательная беседа для старших дошкольников подготовленная Воробьевой Н.Н., библиотекарем детской библиотеки – филиала № 11 г. Ярославля

 

(Тема труда и начальных представлений о профессии взрослых в художественной литературе для дошкольников)

 

Ситуация для мотивации: чтение главы из книги. С.А.Баруздина «Алешка из нашего дома»

КАК АЛЁШКЕ УЧИТЬСЯ НАДОЕЛО.

Исполнилось Алешке семь лет. Пошел он в школу, чтоб научиться читать и писать, как следует. Школьный год ещё не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить. Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый: он сморщился, и нос у него стал как китайское яблочко. И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать он умеет, писать тоже, да и цифры складывать. Что же ещё! Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу. - Ты куда? - спросила учительница. - Домой! - ответил Алёшка.

- До свидания! И ушёл. Домой пришёл и говорит матери - Я больше в школу не пойду!

- А что же ты будешь делать? - Как что? Ну... работать буду.- Кем же? – Как кем? Ну, как ты, например.… А мать у Алёшки врачом работала. - Ладно, - согласилась мать. – Вот тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп. И мать дала

Алёшке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут. - А как его писать? Какое лекарство нужно? – поинтересовался Алешка. – Писать латинскими буквами, объяснила мать. – А какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же врач! Алёшка посидел над листком бумаги, подумал и сказал: - Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше, как папа, работать буду. - Что ж, давай, как папа! - согласилась мать. Вернулся домой отец. Алёшка - к нему. - Я больше в школу не пойду, - говорит. - А что же ты будешь делать? - спросил отец. - Работать буду. – Кем же? - Как ты! - сказал Алёшка. А отец у Алешки мастером работает на том самом заводе, где "Москвичи" делают. - Очень хорошо, - согласился отец. - Давай работать вместе. Начнём с самого лёгкого. Достал он

большой лист бумаги, свёрнутый в трубку, развернул и сказал: - Вот перед тобой чертёж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри, какие и мне скажи! Алёшка посмотрел на чертёж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберешь! - Я это не умею! - признался Алёшка. - Тогда я сам поработаю, - сказал отец, - а ты пока отдохни! Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьёзным. - Пап! А почему у тебя на лице ёлочки? - спросил Алёшка. - Это не ёлочки, а морщинки, - сказал отец. - А почему они? - Потому что учился я много, воевал, работал много, - сказал отец. - Это только у бездельников кожа гладкая. Алёшка подумал, подумал и говорит: - Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.

 

Вопрос: Почему Алеша решил вернуться в школу? (понял, что его знаний и умений недостаточно для выполнения взрослой работы.)

Знаете ли вы профессии своих пап и мам? Назовите их? Кем они работают? Что необходимо им  для работы? Какими умениями должен обладать человек этой профессии?

Составление древа профессий на панно. (Дети перечисляют профессии и фиксируют их на ветках дерева в виде яблок)

 

Папины профессии

Мамины профессии

 

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

 

 

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

 

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья... (Плотник)

 

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь

Как лечиться, знает... (Врач)

 

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (Военный)

 

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (Учитель)

 

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (Машинист)

 

 

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (Продавец)

 

Папины профессии требуют силы, отваги, бесстрашия, мамины профессии предполагают терпение, кропотливости. Но многие мамы с сильными характерами  выбирают профессии мужские.

У С.В. Михалкого в стихотворении «А что у вас?» дети рассуждают об этом так. Чтение отрывка «…А в четвёртых, наша мама отправляется в полёт…».

 

А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.
С лесенки ответил Вова:
- Мама - лётчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.
А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!
- Всех важней,- сказала Ната,
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.
Лётчик водит самолёты
Это очень хорошо.
Повар делает компоты
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

 

Вопрос: как вы думаете, сколько профессий на земле?

В международный стандарт классификации профессий еще 15 лет назад было занесено около 10 тысяч профессий. Большинство профессий живет от 5 до 15 лет, затем либо исчезают, либо меняются до неузнаваемости.  Ежегодно в мире рождается около 500 профессий.

Где же мы можем о них узнать? (из книг)

Представление книг: Г.П.Шалаева «Большая книга профессий для самых маленьких». В ней содержатся рассказы сообщения о профессиях с включением стихотворения. Работа с закладкой, – на каждую букву алфавита назвать профессии из этой книги. В.А.Степанов «Профессии». В этой книге только короткие стихи о профессиях. Ребята, вы, наверное, мечтаете, кем будете, когда вырастите? Поделитесь своим секретом. У Г.П.Шалаевой выходят в издательстве книги с названием – «Хочу стать…(поэтом, математиком, дизайнером, банкиром, врачом)

Ситуация для мотивации: предлагаю вам потрудится умом. Умственный труд требует определенного напряжения, внимательности, выдержки, быстроты реакции в условиях соревнования. Именно это будет у нас. Вы будете зарабатывать своими знаниями звёзды, которые в конце игры обменяете на наклейки. Уточнение – коллективные ответы приветствуются, но не оцениваются.  Принимаете условия игры, тогда приступим.

Вспомните стихи Б.Заходера о профессиях (цикл «Строители»). Слесарь «Мне нужны такие вещи…», Шофёр – «Качу, лечу во весь опор…», Повара – «Как легко приготовить обед!...», Переплётчица – «Заболела моя книжка…», Портниха – «Целый день сегодня шью…», Монтёр – «Посмотрите, как хитёр этот маленький монтёр…», Сапожник – «Мастер, мастер помоги…», Строители – «Пусть не сердятся родители…».

 У весёлого пана, который живёт в городе Припевайске на улице Веселинской. Как кстати его зовут? (Пан Трулялинский). В этой песни звучат профессии, названия которых изменены до неузнаваемости. Попробуем их произнести и не запутаться. Чтение отрывка «…все шофёры-Трулялоры…)

 «… все шофёры – Трулялёры,

Почтальоны – Труляльоны,

Футболисты – Трулялисты,

Продавщицы - Трулялицы,

Музыканты – Трулялянты,

И студенты – Труляленты.

Сам учитель – Трулялитель,

А ребята – Трулялята!»

 

Кому принадлежат слова «Все работы хороши – выбирай на вкус». В каком художественном произведении мы их слышим? (В.В.Маяковский «Кем быть?»)  Какие  отрывки вы хотели бы вспомнить? Обратите внимание на то, как в словах, рифмах и созвучиях поэт передаёт особенности той или иной специальности.  Когда Маяковский рассказывает о профессии доктора, мы  видим, как слова рисуют нам портрет доброго врача – внимательного, участливого, готового помочь, который обещает, что до свадьбы, конечно же, всё заживёт.  А когда он говорит о том, как рабочие идут на завод, то в стихотворении словно передаётся чеканность рабочего шага. Для этого поэт даже использует слова-призывы: «Вставай! Иди! Гудок зовёт, и мы приходим на завод».

Когда речь заходит о профессии шофёра, то протяжные слоги стихов передают автомобильные гудки: «Е-дем, дудим: « С пути уй-ди!».

А вот ещё строчки: «Облетаю тучку, тучку-летучку». Это о профессии лётчика. Не правда ли, мы словно слышим звуки самолётного мотора?

Узнайте профессию: письма в дом приносит он, долгожданный …(почтальон). Вспомните начало стихотворения про эту профессию. «Кто  стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне…». Кто написал его? (С.Я.Маршак). Читая  эту книгу, вы не только узнаете, кто такой почтальон и что такое почта, но и вместе с письмом для товарища Житкова совершите путешествие по воздуху, на пароходе, в поезде. Вы побываете в Лондоне и узнаете, как выглядит лондонский почтальон:

По Бобкин-стрит,

          По Бобкин-стрит

Шагает быстро мистер Смит.

В почтовой синей кепке,

А сам он вроде щепки.

А, отправившись в Бразилию вдогонку за Житковым, вы познакомитесь с бразильским почтальоном:

Под пальмами Бразилии,

От зноя утомлён,

Бредёт седой Базилио,

Бразильский почтальон.

Чем же и где закончится это путешествие письма, получит ли его, наконец, Житков, вы узнаете, прочитав замечательную книгу С.Маршака «Почта».

Вы, конечно, знаете, что есть почтальоны, которые известны благодаря тому, что о них написаны книжки. Одного такого знаменитого почтальона вы хорошо знаете:

В Простаквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней –

Дядя …(Печкин)

В какой книжке живёт этот почтальон? (Э. Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»). Да, Печкин – один из героев книг Эдуарда Успенского про Простоквашино.

Героя какого произведения прозвали Каланчой, Светофором?

Чем он был известен, знаменит? Кто о нём нам рассказал в стихах? (С.В.Михалков). Как  называется его профессия в настоящее время? (Милиционер-полицейский).

Загадки для детей о профессиях с неожиданным ответом
Булки нам и калачи
Каждый день пекут ...
(Не врачи, а пекари.)

Варит кашу и бульон
Добрый, толстый ...
(Не почтальон, а повар.)

Арий, опер сочинитель
Называется ...
(Не учитель, а композитор.)

На заводах по три смены
У станков стоят ...
(Не спортсмены, а рабочие.)

Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой ...
(Не пожарные, а учителя.)

Ходят по клеточкам конь и ладья,
Ход свой победный готовит ...
(Не судья, а шахматист.)

 

На рояле, пианино

Вальс исполнит…

(Не балерина, а пианистка)

 

Дидактическая игра-лото «Кому, что нужно для работы»

Словесная игра «Профессии». Цель: развитие внимания, логики, расширение кругозора.

Ведущий: произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны поднять руки вверх.

Примерный список слов: Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар, брат, дедушка, бабушка, водитель, двоечник, садовник, парикмахер, зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребёнок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр, пассажир, дирижёр, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник, дрессировщик, самосвал, строитель, читатель.

Словесная игра «Где вы – кто вы?». Цель: развитие внимания, логики, расширение кругозора.

 Игроки хором кричат: «Где мы?». Ведущий отвечает (например, в магазине) и спрашивает их: «Кто вы?». Игроки по очереди или хором отвечают.

Корабль - моряки, капитаны

Библиотека – библиотекари

Музей – экскурсоводы

Стадион – спортсмены

Столовая – повара

Стройка – строители

Поезд – машинисты

Театр – зрители

Больница – врачи

Завод – рабочие, инженеры

Школа – учителя 

Пекарня – пекари

Ракета – космонавты

Пасека – пчеловоды .

 

Профессий много разных есть, И все их нам не перечесть

Не так уж важно, кем нам быть, Достаточно свой труд любить

(С.А.Васильева)

Победители определяются по количеству звезд, обменивают их на наклейки.

Задание «Когда я вырасту, я буду…»: Нарисуйте свою будущую профессию