ВКонтакте

Инна Степановна Полещук: «Я поэт дитячий…»

«Я поэт дитячий.

Для взрослых не пишу.

Лишь так, а не иначе

Меня понять прошу…»

 «…Вот близится к итогу

По жизни суть моя,

И надо хоть немного

Сказать: а кто же я?...»

Она позволила  себе написать и для взрослых. В 90 лет. Книга «Поговорим за жизнь», сборник обращений к взрослому читателю. Рассказ о себе. Подведение итогов.

Ну, что с того, что много лет?

И жил в крутые годы.

Ты окружением согрет.

«Зонтом от непогоды».

Не забывают позвонить,

Зайти на чашку чая.

И прочно вьется жизни нить,

Без дела не скучая.

А все зависит от тебя,

Как нити этой виться,

Не ненавидя, а любя

К ней надо относится.

Всегда найдется для души,

Для общей пользы дело.

Поглубже, миленький, дыши.

Чтоб жизнь не надоела.

Она и дышала. И жила как могла… И всегда жадно. Хотелось все успеть и даже больше.

Детские годы.

Она родилась 6 февраля 1919 года в Иркутской области на Байкале. Была единственным ребенком в семье.Бойцовский характер  унаследовала от родителей:

«Отец»

Не помню голоса его.

Ну, ни единственного слова.

Зато я помню самого:

Большого, доброго, живого…

Родной отец рано умер, а в доме появился нелюбимый отчим. И девочка

в семье просто стала чужой. И хоть училась без единой четвёрки, пришлось пойти на рабфак и устроиться на работу. Было тяжело, поэтому в 17 лет (1936 г.) вышла замуж, родила троих детей. Но институт все- таки закончила. После окончания Благовещенского  педагогического института   работала в школах г. Иркутска.

 Истоки творчества.

Первое стихотворение в  1944 году в газете «Амурская правда» конечно же о войне (в 25 лет).

 А потом:

ДЕТСКИЙ САД

Посмотри на этот дом,

Ты, наверно, с ним знаком.

Собирается с утра

В этом доме детвора.

Он уютный и большой,

В нём ребятам хорошо.

Можно книжки полистать,

Можно кубики достать,

Можно прыгать,

Можно бегать,

С новой куклой поиграть,

Накормить её обедом,

На машине покатать.

Дела найдутся разные —

Серьёзные и важные...

И мамы без заботы

Уходят на работу

 

НА ПРОГУЛКЕ

Красивая, как в сказке,

Зима белым-бела

Пришла, с собой салазки

И лыжи принесла.

Укутала берёзы

Тропинки замела,

Дотронулась морозом

До каждого стекла

 

Её творчество определила встреча с  поэтом Петром Комаровым.

Много лет назад замечательный поэт Петр Комаров сказал начинающей поэтессе: «Вы удачно вышли замуж и вряд ли скажете что-либо дельное взрослым, а с детьми разговаривать вы умеете». Напутствие – «… с детьми разговаривать вы умеете».

Байкал, Иркутск, Благовещенск - далеко от Ярославля прошли юные годы. Когда мужу предложили из нескольких городов выбрать место дальнейшей службы, решили, что поедут в Ярославль.

В Ярославле  семья Полещук с  середины 50-х годов. Работала сначала в книжном издательстве.

В 40-е и 50-е годы ярославское книжное издательство насчитывало в своем составе всего четыре штатных сотрудника, в том числе и Полещук И.С.  Ранние книги «ярославской Барто» вышли именно  в Ярославском книжном издательстве.

«Детский сад» (1955 г.)  30 тысяч экземпляров; «Хозяюшка» (1958) -  тысяч экземпляров; «Мастер-клёпка» (1959 г.) -   40 тысяч экземпляров;

Примечательно стихотворение Инны Степановны Полещук "Как родилась книжка", вышедшая годом позже в 1960-м отдельным изданием.  20 тысяч экземпляров.

Ребята! Наверное

 Возможно, зарисовки полиграфического оборудования  Николай Кирсанов (художник- иллюстратор книги)делал с натуры на незадолго до этого открывшемся Ярославском полиграфкомбинате.(1955 г.)

Именно стихи  раннего периода творчества Инны Степановны  были созвучны стихам Агнии Львовны Барто. Веселые и интересные стихи  понятны каждому ребенку. Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.

Она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Чаще всего это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.  Думаю, мы не ошибёмся, если скажем, что именно по этим книгам учились читать юные ярославцы середины прошлого века.

А дальше была школа № 37.

Старейший учитель школы  № 37 учитель русского языка и литературы. И для Инны Степановны началось время службы. Ведь учительство, особенно тех лет, правильнее называть служением, а не работой. Кроме уроков русского языка и литературы вела уроки по искусству. Сама решила, что детям это необходимо, в учебной программе тогда не было мировой культуры, а значит, такие уроки и не оплачивались. Седьмые классы - зарубежное искусство, восьмые - русское. Все годы работы вела театральную студию. У кабинета всегда сидели ребята - что-то сдавали, пересдавали, просили объяснить непонятое. Это было нормально, когда работа продолжалась и после уроков. Умела Инна Степановна убедить ребят тренировать память заучиванием стихов наизусть!

- Кто выучит «жемчужину русской литературы» «Мцыри» наизусть - получит «отлично» за четверть при любых предыдущих оценках. Не ожидала, что самый тихий троечник к радостному изумлению всего класса, прочитает без запинки «Мцыри» от начала до конца, - вспоминала учительница. 

С годами понимается, что старость — понятие относительное. Кто-то и в 50 лет становится брюзгой, и кроме своих болячек, ничем в жизни не интересуется. А вот Инна Степановна Полещук,  пережившая три  инфаркта, на замечание врачей о том, что они лечат только сердце, а не голову, отвечала: «А зачем мне сердце без головы?»

В 70 лет уезжает  учительствовать в Заячий Холм. Там проработала еще 6 лет. Занималась эстетическим воспитанием детей, а их мам учила искусству макраме. Документальное подтверждение этого периода жизни  в приказах и фотографиях, которые нам в библиотеку прислала заведующая детским садом в Заячьем Холме, которая была раньше средней школой. Малкова Татьяна Борисовна.

И.С.Полещук  не из тех старушек, которые коротают дни в пересудах на лавочках. Ей некогда жаловаться на жизнь.  В 2003-м выпустила книгу «Окно в природу», на следующий год — «Прогулки». Эту же книгу переиздала в 2005 году в другом издательстве, где к жанру детского стиха подошли более грамотно, то есть оформили красочно, сопроводив каждое стихотворение соответствующим рисунком крупного формата.

Вместе с пенсионным возрастом в жизнь Инны Степановны вошли внуки.  Здоровья для школы уже не хватало, и всю душу отдала своим Машкам - Николашкам. Важнее, чем «покормить - погулять», было правильно воспитать. Правильно - значит, честными людьми. Ещё очень хотелось передать свою любовь к природе, красоту которой сама она научилась видеть и ценить с детства.

«Во всё живом такая прыть,
Всё просится в стихотворенье»

И пошли детские стихи.

Осторожненько из почки

Выбираются листочки,

Расправляют складки,

Потягиваясь сладко:

Долго-долго мы во сне

Тосковали о весне.

Ах, как солнышку мы рады

Лучше нет для нас награды.

Как писать стихи? Спрашивает  её корреспондент: из чего получаются стихи?

- Из любви и ненависти, - говорит поэтесса. - Люблю природу и ненавижу людей, которые её губят. А рождаются стихи по-разному. Вот как-то сижу, делаю пирожок. И вдруг - с потолка падает: «Головастики спешат превратиться в лягушат». Оставила пирожок, пошла записала. И всё остановилось. Пошла делать пирожки дальше. Думаю, нет, надо закончить. Когда не «падает с потолка», садишься за стол и ищешь. Иногда ночь сидишь, пока найдёшь. И такое счастье!

Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды. (В. Маяковский).

Вот это стихотворение, «упавшее с потолка».

Головастики спешат

Превратиться в лягушат:

Только вышел из икры -

Уже самостоятельный.

Тут совсем не до игры,

Милые приятели.

Разыгрался аппетит?

Не съесть бы что не надо,

Ведь никто не запретит -

Мамы нету рядом.

Да тебя бы кто не съел!

Ах, как много трудных дел.

В предисловии книги автор вспоминает  о маме. «Я очень благодарна моей маме. Мы гуляли по берегу. Кое-где, из-под гальки пробивалась травка, и мама сказала мне: «Не наступай на травку: ей больно, видишь, стебелёк переломился». Я эти слова помню всю жизнь, отмечает Инна Степановна.

В поэзии Инна Степановна придерживалась такого правила: в каждом стихотворении непременно должна быть строчка, а в каждой книге — стихотворение, иначе не будет ни стихотворения, ни книги.

«Поэтов столько развелось, — смеялась она, — что даже стыдно быть поэтом». Да, рифмующих нынче более чем достаточно. Но детские стихи — жанр особый. Он требует филигранной точности изображения, четкой рифмы, непременного знания русского языка. Фальшь для детского стихотворения — гибель.

Стихи о природе можно использовать как загадки:

Во дворе кипит работа,

Снег вывозят за ворота

Дворник льёт воды поток

Будет собственный каток… (Зима)

Малыши сидят у речки

На песочке голышом

Днём жара кругом, как в печке

А у речки хорошо…(Лето. Речка – Волга))

Голубеет небосклон

В шубах стало жарко

И от солнца снежный слон

Тает в детском парке…(Весна)

… В сквере листья кружат, кружат,

Ветер шарит по кустам.

Никому теперь не нужный

Не работает фонтан. (Осень)

Чистые, как капелька росы, прозрачные, как лесная осенняя паутинка, нежно звенящие, словно полевой колокольчик. Каждое слово любит природу и аккуратно настраивает на любовь детскую душу

Дом Работников Образования,  где она была членом городского клуба «Учитель».

- Я не знаю, как установить ребёнку правильную русскую речь, если не читать классику, - говорит Инна Степановна. - Мне страшно смотреть, что сейчас происходит с русским языком. И тем страшнее, что не какие-то мальчишки на улице говорят, а чёрным по белому на телеэкране: «Качай клёвый хит на свой сайт». Хорошо, что Ахматова этого не видит.

Она очень любила Ахматову. Каждое ахматовское слово. По великой поэтессе меряла свою жизнь, по ахматовскому слову - современный русский язык. И вслед за ней утверждала, что русский язык - это и есть наша жизнь:

«- Ахматову обвиняли, что даже в военных стихах «Мы знаем, что ныне лежит на весах...» она писала не о советской Родине, а о русском языке. Помните: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!.. От плена спасём, и внукам дадим - навеки!» Где это - навеки? Как можно не понимать, что язык - это и есть Родина?»

«Завтра иду читать Ахматову учителям. Выбрала 30 стихотворений. Буду немного подглядывать - что за чем. Да как бы прочитать и не заплакать! Надо будет сердечных побольше выпить. В субботу внуки пригласили меня с подругами в кафешку - что-то там затевают. В воскресенье соседей надо позвать, а в понедельник - в школу, там соберутся коллеги. Не помереть бы мне от такого юбилея, - с весёлой хитринкой в глазах рассказывала о том, как будет встречать свой 90-й день рождения старейшая учительница 37-й школы Инна Степановна Полещук. И продолжает: - Не люблю я дни рождения, а уж эти 90 лет вообще бы под кроватью встретить потихонечку».

Совет Инны Степановны - учить наизусть хорошие стихи, русскую классику - вполне можно брать на вооружение. Если и мечтать о долголетии, то только о таком - в светлом разуме.

- Больше всего боюсь незаметно для себя превратиться в дурака. Это когда все будут замечать, что ты - дурак, а сам - уже нет.

 Инна Степановна вместе со своим сыном, известным фотохудожником Олегом Полещуком, выпустили удивительную книгу. Яркие натурные фотографии сына сопровождены не менее яркими строчками стихов матери. И что тут главнее, стихи или фотографии, сказать невозможно. Это — единый организм. А само издание иначе как произведением искусства не назовешь.

«Похвала родному городу» (2009 г.) Книга создана на запрос педагогов детских садов. 

Стихотворный путеводитель по достопримечательностям  исторической  части города.

«Герб», «Город-музей», «Изразцовое сердце России», «Федор Волков», «Дом ларец».

Закончить хочется словами самой поэтессы из книги для взрослых:

«Поговорим за жизнь»

Не за горами — девяносто.

Пора бы подводить итог.

Да взяться за него не просто...

Иль подождать еще чуток.

А впрочем, ну кому он нужен?

Ведь это не обед, не ужин.

А мне былое ворошить...

Дай Бог еще чуток пожить.

 

 

автор